Литературовед Николай Александров о писателе Гюнтере Грассе

103

13 апреля умер немецкий писатель, нобелевский лауреат Гюнтер Грасс. Николай Александров рассказал Открытой России о его значении для человечества, пережившего нацизм

— Гюнтер Грасс был, пожалуй, одним из последних по-настоящему великих немецких писателей XX века. Во всяком случае, в современной немецкой литературе вряд ли можно найти человека, по масштабу дарования, по таланту, по яркости художественных произведений сопоставимого с Гюнтером Грассом.

Он начал заявлять о себе уже после войны; одно из главных его произведений, известных не только в Германии и Европе, но и во всем мире, в частности и России, — «Жестяной барабан». Это был роман, с которого началась всемирная слава Гюнтера Грасса, несмотря на то, что и до этого он заявлял о себе как чрезвычайно талантливый писатель.

В этом статусе классика Грасс прожил свои последние годы. К концу XX столетия для многих было несомненно, что Гюнтер Грасс — это классика немецкой литературы. Тем более важны его последние произведения, его размышления о Германии, о себе, о своей жизни.

Один из романов, который был переведен на русский язык относительно недавно, (в русском переводе его название звучит как «Траектория краба»), был посвящен трагическим событиям в Восточной Пруссии: после того, как советские войска вошли в Восточную Пруссию, тысячи беженцев покидали страну.

Одно из главных событий связано с тем, что теплоход, на котором беженцы отправлялись с берегов Германии, был затоплен советской подводной лодкой под командованием капитана Александра Маринеско. Сам по себе сюжет достаточно хорошо известен.

Грасс написал документальную вещь, но важно не то, что он обращает внимание на трагические события Второй мировой войны, которые связаны с мирным населением и жителями Германии; важно не только то, что он обращает внимание на гибель тысячи людей.

Литературовед Николай Александров о писателе Гюнтере Грассе photo2
Фото: John Macdougall / AFP

Важно, как он пытается разобраться в этой истории намеренно отстраненным тоном — как будто передает хронику событий. Важно в осмыслении войны.

Спустя некоторое время разгорелся серьезный скандал. Гюнтер Грасс публично признался в том, что служил в немецких войсках во время Второй мировой войны. Более того, это были войска СС, которые, впрочем, не выполняли спецопераций, но тем не менее он был военным. Он подвергся серьезной критике; после этого он начал писать свои мемуары. Он начал серьезный труд по осмыслению не просто своей жизни, а истории Германии, истории целых поколений.

Так возникли его документальные произведения «Луковица памяти» или совершенно удивительный цикл «Мое столетие», который состоит из ста рассказов от лица самых разных персонажей. Что здесь важно: для Германии проблема нацизма, осознания вины была, конечно, необыкновенно тяжелым грузом. Это груз покаяния и неприятия нацизма, и отсюда —практически невозможность существования для многих людей, которые не принимали участия в войне, но, так или иначе, оказались на другой стороне.

Этот груз требовал преодоления. Для Гюнтера Грасса это и стало главным делом. Это не оправдание нацизма, не пересмотр результатов Второй мировой войны, как очень часто пытаются это показать, — это осознание трагедии поколений, которые оказались перемолоты историей в не меньшей степени, нежели жертвы нацизма.

Акцент на абсолютно человеческом, частном аспекте; переосмысление человеческой трагедии, которая коснулась самого немецкого населения.

Германия с большим трудом выходила из этих переживаний. И пыталась найти какие-то опоры для того, чтобы изжить эти последствия нацизма и начать жить по-другому. Гюнтер Грасс сыграл в этом существенную роль. Масштаб его дарования, его литературный авторитет сделал эту работу не то чтобы значительнее, но гораздо более заметной.

Мне кажется, что в этом его безусловное значение для тех, кто пытается осмыслить трагедию Второй мировой войны. Все человечество вынуждено было искать для себя основы целеполагания для того, чтобы заново выстраивать цивилизацию, чтобы понять, каким образом эта трагедия случилась и как из нее можно выходить.

Ее одна важная рефлексия Гюнтера Грасса — частный человек и большая история. Какая часть вины лежит на человеке и как с ней человеку жить. Каким образом вину, которая лежит на других, изживать и не перекладывать на следующие поколения, которое вроде бы не имеет непосредственного отношения к самим военным событиям.

Все это оказывается чрезвычайно актуальным сегодня, когда цифры, которые звучат как абстрактные, — миллионы жертв — становятся настолько большой величиной, что за этими большими цифрами скрывается жизнь частного человека. Теряется представление о ценности каждой жизни.

Миллионы как будто заслоняют одну-единственную жизнь. И когда вновь возвращаются разговоры о государственной мощи, которая абсолютно безлична и абстрагирована от судеб конкретных людей, когда в жертву интересам государства приносятся конкретные человеческие жизни.

Источник: Литературовед Николай Александров о писателе Гюнтере Грассе — Открытая Россия.


 

 


Помоги сайту
t_logoПодписывайтесь на наш канал в Telegram! Вам немедленно будут приходить все опубликованные материалы сайта.Найдите в контактах  @freewebjournal  и добавьте его себе в контакты или просто перейдите, предварительно зарегистрировавшись, на страницу канала.