18 мая миллиардер Алишер Усманов записал видеообращение к политику Алексею Навальному. Среди прочего он назвал манипуляцией слова Навального о том, что бизнесмен «сидел за изнасилование» по приговору, вынесенному в 1980 году. 19 мая издание РБК сообщило, что представители миллиардера предоставили редакции приговор суда — и в нем речь идет только об экономических преступлениях. «Медуза» рассказывает, что известно об этом деле, и как Усманов уже в течение 20 лет борется с обвинениями в свой адрес.

Дело против Усманова

19 августа 1980 года военный трибунал Туркестанского военного округа приговорил Алишера Усманова, сына прокурора Ташкента, к 8 годам лишения свободы за мошенничество и соучастие в получении взятки. Вместе с Усмановым были осуждены его друзья — Бахадыр Насымов, сын заместителя председателя КГБ Узбекистана, и Ильхам Шайков, сын министра сельского хозяйства. 26 марта 1986 года Усманов был условно-досрочно освобожден ввиду «искреннего раскаяния» и «за примерное поведение». По словам Усманова, такие формулировки — стандартная юридическая практика того времени, а дело его было полностью сфабриковано.

3 мая 2000 года Верховный суд Узбекистана отменил приговор трибунала по реабилитирующим основаниям. По словам Усманова, приговор обжаловали его друзья: сам он не мог этого сделать, так как не имел узбекистанского гражданства.

1998 год. «Деловые люди»

Одно из первых упоминаний о том, что Усманова осудили якобы не только за экономические преступления, но и за изнасилование, появилось в журнале «Деловые люди» (№ 87). В одном из следующих номеров издание опровергло эту информацию.

2004 год. «Компромат.ру»

В октябре 2004 года на сайте «Компромат.ру» появилась публикация под заголовком «Усманов Алишер Бурханович (кличка — „Узбек“), генеральный директор ЗАО „Газпроминвестхолдинг“. Справка». В тексте упоминалось, что Усманова в 1980-м осудили в том числе и за изнасилование. Представители бизнесмена предложили владельцу сайта опубликовать присланное ими опровержение — в этом случае они обещали обойтись без судебного разбирательства. «Компромат» опубликовал документ.

2007 год. Посол Великобритании и Борис Джонсон

Об Усманове много говорили в Великобритании, когда он хотел приобрести (и в итоге приобрел) акции лондонского футбольного клуба «Арсенал». Бывший посол Великобритании в Узбекистане Крэйг Мюррей тогда написал в своем блоге, ссылаясь на «распространенное мнение», что Усманова осудили за особенно чудовищное изнасилование, причем жертва и еще ряд действующих лиц исчезли. Представители Усманова добились того, чтобы лондонский провайдер заблокировал блог Мюррея. При этом под блокировку случайно попали еще несколько блогов — в том числе, будущего мэра Лондона и министра иностранных дел Великобритании Бориса Джонсона. Джонсон тогда дал возмущенный комментарий Guardian: «Это же Лондон, а не Узбекистан!» Как писал The Times, Усманов не стал подавать в британский суд на Крэйга Мюррея.

Тогда же в The Guardian вышел текст об Усманове, где слухи об изнасиловании упоминались с оговоркой, что у журналистов нет никаких внятных подтверждений этим обвинениям. Сам бизнесмен сказал изданию, что предоставит копию приговора, в котором эта статья не фигурирует.

2009 год. «Арсенал» отправил в Узбекистан частного детектива

The Guardian писала, что одна из компаний, работающих на клуб «Арсенал», пыталась проверить обвинения в адрес Алишера Усманова. И даже наняла для этого частного детектива (ее имя не упоминается в публикации), которая провела полгода в Ташкенте. Позже детектив заявила, что столкнулась с противодействием узбекских властей. Усманов был возмущен, узнав, что такое расследование вообще проводилось.

2012. Süddeutsche Zeitung и война правок в «Википедии»

В 2012 году «Мегафон», основным акционером которого был Алишер Усманов, провел не слишком успешное IPO на лондонской бирже. Газета Süddeutsche Zeitung предполагала, что неудача Усманова связана с информацией о его прошлом. В заметке упоминалась и судимость бизнесмена за шантаж и изнасилование. Через полгода газета опубликовала опровержение, признав, что Усманова никогда не обвиняли в изнасиловании.

Накануне IPO «Мегафона» газета The Times выяснила, что британская PR-компания RLM Finsbury подчистила биографию Усманова в «Википедии». Пиарщики удалили описание уголовного дела, добавив сведения о филантропической деятельности предпринимателя. Компания Finsbury извинилась за свои действия, но заявила, что правки вносились не по просьбе Усманова.

2017 год. Навальный

Алексей Навальный упомянул обвинение в изнасиловании 11 апреля на своем канале в YouTube:

«Боже мой! Алишер Усманов переживает, что его обвинили в преступлении. Он в 90-е годы отсидел, по-моему, шесть лет в Узебекистане еще то ли за изнасилование, то ли за мошенничество, поэтому, во-первых, Алишер Усманов, безусловно, юридически является преступником, и был преступником».

Усманов в своем видеообращении ответил:

«Если бы ты был настоящим юристом, ты бы знал, что человек, которого полностью реабилитировали, причем не по его заявлению, а по решению Верховного суда страны, не преступник. Если человек реабилитирован по признаку и принципу отсутствия состава преступления».

19 мая РБК сообщило, что представители бизнесмена предоставили редакции письмо Верховного письма Узбекистана, в котором говорится, что приговор против Усманова отменен по реабилитирующим основаниям. Этот документ и сам приговор опубликованы не были.

Meduza


Поддержать проект